Это было настолько круто, так мощно, что я до сих пор (уже два дня) не могу прийти в себя. Вот даже начала писать, и слезы сами наворачиваются… То ли от переживания, то ли от восхищения… От всего вместе.
Все началось с фойе. Заходишь, видишь эту статую Сталина, красно-кумачовые лозунги – и сразу не по себе становится. Смотришь на заголовки газет, развешанных по стенам, и уже начинаешь погружаться в атмосферу бреда, кошмара 37-го года.
А сам спектакль бьет наотмашь сразу, с первых секунд.
Сценография - потрясающая. Решетки, превращающие сцену то в карцер, то в общую камеру, то в барак, то в одну большую клетку, накрывающую, кажется, всю страну сверху… Эти звуки - скрежет замков, гудение какое-то космическое - создают ощущение нечеловеческого ужаса всего происходящего. И фигура надзирателя, все время стоящая наверху лестницы и смотрящая вниз... Все сделано прекрасно. И декорации, и свет, и звук создают именно те ощущения, которые и нужны.
Конечно, Марина Неелова сыграла потрясающе. Все до невозможности искренне, на разрыв, просто сердце разрывается от того, как она естественна, как она вжилась в роль, будто это на самом деле, и на самом деле - с ней. Все остальные актрисы - на том же уровне. Я даже не могу и не хочу никого выделять, потому что все играли отлично, даже если это была одна реплика. Ни одной фальшивой ноты, полное ощущение реальных людей, реальных судеб.Весь спектр эмоций - от отчаяния и отрицания до ненависти к мучителям и отчаянного желания выжить, несмотря ни на что, остаться несломленной. И невозможно этим не проникнуться. Я была там, с ними, с этими женщинами, чьи судьбы внезапно и необъяснимо перевернулись в одночасье. И хоть спектакль основан лишь на первой части книги, все основные мысли книги, ее посыл, на мой взгляд переданы прекрасно и в полной мере.
Короче, что там говорить… не могу сказать ни одного плохого или равнодушного слова про этот спектакль, я его прочувствовала, прожила на краешке кресла, подавшись вперед, прижимая руки к лицу, непроизвольно качая головой в отрицании, в ужасе: “нет, нет, ну как же это возможно!”. Мороз по коже, ком в горле, слезы…
А ведь были те, кто остался равнодушен! Кое-кто ушел в антракте. И после спектакля я слышала “ну сколько можно, и фильмов уже сколько про это и сериалов, может хватит об этом”. Для меня это непостижимо. Что это – черствость? пресыщенность? отсутствие воображения? эмпатии? Или просто – ориентир на позитив, нежелание “заморачиваться”? Тогда зачем пришли? Идите в цирк за позитивом!
А я шла по бульвару до метро, совершенно придавленная. Прокручивала в уме сцены, вспоминала книгу. Дома сразу кинулась искать телеверсию, которую снимали для канала Культура. Посмотрела снова, ночью. Теперь уже - крупные планы, лица, нюансы. Еще раз пережила то же самое, снова плакала, потому что - эти лица… эти глаза… слезы актрис… Ну невозможно просто, невозможно не пережить это вместе с ними.
В общем, я под впечатлением огромным. Меня переполняет жгучая благодарность ко всем, кто приложил руку к созданию этого спектакля. Преклоняюсь перед актрисами, которые раз за разом пропускают это через себя (а ведь спектакль идет регулярно вот уже 17 лет!). Я не видела всех спектаклей Москвы, но верю тем, кто говорит, что этот - один из лучших. Для меня это пример спектакля, дающего то, зачем я хожу в театр - переворачивание души, потрясение, проживание. Очень хочу сходить на него еще раз.
И всех прошу если не сходить в театр то хотя бы телеверсию посмотреть. Такие вещи надо видеть!